Страница 1 из 3

Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 16 апр 2009, 11:06
72RUS
Наступило 16 апреля позже этого числа я никогда на летнюю резину не переходил, поэтому отъездив всю зиму на родной всесезонке могу с чистой совестью отчитаться о впечатлении по её эксплуатации зимой.
Зима нынче в Западной Сибири выдалась тёплой и мало снежной, но зато было много гололёдных дней, тем не менее приходилось ездить и в снегопад, и в -33С.
Итак, родная всесезонка Yokohama Geolandar G902 показала себя с самой лучшей и достойной стороны. Никаких особых проблем и нареканий за всю зиму. Разгон и торможение на гололёде на твёрдую четвёрку с плюсом. По рыхлому снегу тоже самое. Всю зиму я отъездил на полном приводе потому как обнаружил, что управляемость с одним задним ведущим мостом оставляет желать много лучшего, хоть по льду, хоть по снегу. В городе со светофоров с ледяным или снежным покрытием я уходил раньше, чем ошипованные машины с передним приводом в 90% случаев.
Есть лишь одно замечание, избыточная поворачиваемость при вхождении в поворот с подгазовкой. И виной тому считаю не развесовку по осям которая близка к идеальной, а соотношение крутящего момента на переднюю и заднюю ось. На мой вкус я бы перенёс больше крутящего момента с задней на переднюю ось, иначе зад норовит забросить в повороте при неаккуратной работе педалью газа. Но даже и в этом случае ситуация не выходит из под контроля и легко устраняется подруливанием или сбросом газа.
По снежной целине много ездить не приходилось, но там где это было необходимо резина прекрасно с этим справилась. Нигде и ни разу я не посадил машину.
Может потому что одноклубники хорошо напугали меня осенью и я ожидал самого худшего родная всесезонка превзошла все мои ожидания.

Замечу однако, что агрессивным мой стиль вождения назвать трудно и в основном я не экстрималил, но и сказать что тащился внатяг и еле-еле тоже нельзя, скорее даже наоборот достаточно смело работал педалью газа не боясь при пробуксовке потерять шипы, а соответственно и более динамично.

Вот в общем и всё. Написал для тех, кто на распутье - стоит или нет покупать зимнюю шипованную резину. Если зимние пробеги невелики и не требуется преодолевать снежную целину, а стиль вождения умеренный, то родная всесезонка – то, что доктор прописал. Даже в -30С резина не теряла эластичность и сцепных качеств. Спасибо производителям – Yokohama, для меня эта фирма была тёмной лошадкой, теперь отношусь к данному производителю с уважением.
Всем удачи! :)

Добавлено: 20 апр 2009, 13:01
Владимир 2007
Не могу не согласиться с предыдущем оратором. Сам отъездил зиму на всесезонке. В Белоруссии конечно нет мороза -33, однако при температуре около 0 снег становится очень скользким и легко укатывается образую очень скользкую поверхность. Как было выше сказано ни разу штатная Yokohama Geolandar G902 не подвела.

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины в ЗИМОЙ.

Добавлено: 21 мар 2010, 16:08
nww3
У меня заводской Bridgestoun dueler HT, модели не помню, вроде 877.
Так при торможении на первом снегу подумал, что тормоза отказали!!!
Менять её, однозначно!!!
Про Geolander ничего не скажу, не ездил, а вообще на заводах ставят самую дешёвую резину, а дёшево, по определению, не может быть хорошо.
Знаю по П2, в хороший дождь, на заднем приводе, начинало "водить" где-то от 100 км\ч.
С грехом пополам её доездил, а когда поставил АТ, того же производителя, почувствовал разницу.
Паджерик начал "всплывать" только на пятый сезон, когда протектор был уже сильно изношен.
А сейчас на заводе ставят такое же г..., практически с тем же рисунком.
Могу предположить, что геоландер из той же эконом серии.
Всем советую: не экономьте на резине - это, в первую очередь Ваша безопасность и безопасность Ващей семьи!!!

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины в ЗИМОЙ.

Добавлено: 21 мар 2010, 17:31
72RUS
nww3 писал(а):У меня заводской Bridgestoun dueler HT, модели не помню, вроде 877.
Так при торможении на первом снегу подумал, что тормоза отказали!!!
Менять её, однозначно!!!
Про Geolander ничего не скажу, не ездил, а вообще на заводах ставят самую дешёвую резину, а дёшево, по определению, не может быть хорошо.
Знаю по П2, в хороший дождь, на заднем приводе, начинало "водить" где-то от 100 км\ч.
С грехом пополам её доездил, а когда поставил АТ, того же производителя, почувствовал разницу.
Паджерик начал "всплывать" только на пятый сезон, когда протектор был уже сильно изношен.
А сейчас на заводе ставят такое же г..., практически с тем же рисунком.
Могу предположить, что геоландер из той же эконом серии.
Всем советую: не экономьте на резине - это, в первую очередь Ваша безопасность и безопасность Ващей семьи!!!
nww3, если бы производитель хотел поставить самую дешёвую резину, то у тебя стоял бы не Bridgestone (который вообще-то всегда входил в мировую тройку лидеров шинопроизводителей ), а в лучшем случае Kumho. ;)
Спорить о том, что специализированная резина лучше универсальной на конкретном дорожном покрытии, глупо и я с удовольствием владел бы как минимум тремя комплектами, но есть одно но, перебортовывать шины как минимум неудобно, а как максимум и не экономно поэтому дополнительные комплекты резины на дисках вываливаются в очень конкретную сумму.
Что касается безопасности, то тут всё предельно просто до банальности, скорость движения должна соответствовать погодным условиям, состоянию дорожного покрытия и техническому состояния автомобиля (включая и шины) и всё будет ОК. Если же охота поэкстрималить, будьте любезны купить специализированные шины для зимы, грязи, воды, трека ну и т.д., нужное подчеркнуть. :)

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины в ЗИМОЙ.

Добавлено: 21 мар 2010, 18:02
Вадим10
Отъездил 3 лета и 2 зимы на штатной всесезонке BRIDGESTONE DUELER H/T Осенью 2009 г был пробег около58 тыс.Остаточная глубина протектора была ~4мм.Можно было проездить и эту зиму но не рискнул.Купил и поставил перед зимой такой же комплект BRIDGESTONE DUELER H/T (котрый кому-то Выше так не понравился) А меня наоборот полностью устраивает.Сейчас пробег около 64тыс.Впечатления примерно такие же как у 72RUS тоже всю зиму езжу на полном приводе.
Еще хочу сказать что и летом на этой резине в грязь залезть не боюсь.(Дружа с головой конечно)Бываю в таких местах где только уазики и лесовозы встречаются.Летом главное перед трудным участком заранее включить необходимое количество блокировок , чтобы проехать сразу.Если станешь - могут быть проблемы.
И про лето и про зиму считаю что чтобы ездить на всесезонке необходимо чтобы милиметра3 или больше оставалось глубины протектора.
Есть еще переднеприводный седан который переобувается в шипованную хакапелиту.(т.е. лучшее что есть на сегодняшний день).Так вот если непогода типа снега или льда - всегда сажусь на паджерик на всесезонке и чувствую себя намного увереннее и при разгоне и при торможении и при маневрировании.Про проходимость вообще молчу.
Так что только всесезонка.

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины в ЗИМОЙ.

Добавлено: 21 мар 2010, 18:39
K.S.
72RUS писал(а): Итак, родная всесезонка Yokohama Geolandar G902 показала себя с самой лучшей и достойной стороны. Никаких особых проблем и нареканий за всю зиму...
...Замечу однако, что агрессивным мой стиль вождения назвать трудно и в основном я не экстрималил, но и сказать что тащился внатяг и еле-еле тоже нельзя, скорее даже наоборот достаточно смело работал педалью газа не боясь при пробуксовке потерять шипы...
А о каких шипах идёт речь на Yokohama Geolandar G902. Или я что то не правильно понял?

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины в ЗИМОЙ.

Добавлено: 22 мар 2010, 19:16
72RUS
Вадим10 писал(а):... Остаточная глубина протектора была ~4мм.Можно было проездить и эту зиму но не рискнул....
Есть еще переднеприводный седан который переобувается в шипованную хакапелиту.(т.е. лучшее что есть на сегодняшний день).Так вот если непогода типа снега или льда - всегда сажусь на паджерик на всесезонке и чувствую себя намного увереннее и при разгоне и при торможении и при маневрировании.Про проходимость вообще молчу.
Так что только всесезонка.
Поддержу Вадима. Считаю подход к безопасности верным и при таком остаточной глубине рисунка протектора я тоже пойду на траты и куплю новый комплект. 4мм это даже для зимней резины маловато, а для всесезонки и подавно.
Соглашусь и насчёт ошипованного переднеприводного седана, коим владел до Паджеро, зимой на всесезонке Паджеро я себя чувствую уверенней, чем на шипованной переднеприводной. 8)

K.S. писал(а):
72RUS писал(а): Итак, родная всесезонка Yokohama Geolandar G902 показала себя с самой лучшей и достойной стороны. Никаких особых проблем и нареканий за всю зиму...
...Замечу однако, что агрессивным мой стиль вождения назвать трудно и в основном я не экстрималил, но и сказать что тащился внатяг и еле-еле тоже нельзя, скорее даже наоборот достаточно смело работал педалью газа не боясь при пробуксовке потерять шипы...
А о каких шипах идёт речь на Yokohama Geolandar G902. Или я что то не правильно понял?
K.S., да нет, это я видимо не совсем понятно изложил. :? На всесезонной Yokohama Geolandar G902 шипы повредить нельзя так как их попросту нет, :) поэтому я активно и безбоязненно жму на газ в отличии от моей пред идущей переднеприводной машины, где стояла зимняя шипованная резина и педалью газа при 150л/с, приходилось работать аккуратно дабы не остаться без шипов.

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 22 мар 2010, 19:29
K.S.
Понял. :D

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 25 мар 2010, 13:21
Maxxim
Хочеться внести свои 5 копеек...
Есть 2 одинаковых Паджерика, у меня и у друга.
Мой обут в зимний нешипованный Geolander, помоему G072, у друга штатная всесезонка R18, при необходимости модель уточню. Извечный спор о необходимости переобувания на полном приводе вылился в небольшие испытания:
- температура 0 -2 С
- мокрый асфальт
- снежная каша на накатанном снегу
- скорость 40 км/ч
- торможение в пол
В случае торможения на мокром асфальте разница составила чуть менее 3-х метров, мой капот заканчивался в районе центральной стойки а/м оппонента.
Торможение на каше -- более 5 метров, корпус машины + еще немного.
А это всего 40 км/ч, кто из нас ездит с такой скоростью?
Выводы за Вами.....

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 25 мар 2010, 19:22
72RUS
Maxxim писал(а):Хочеться внести свои 5 копеек...
Есть 2 одинаковых Паджерика, у меня и у друга.
Мой обут в зимний нешипованный Geolander, помоему G072, у друга штатная всесезонка R18, при необходимости модель уточню. Извечный спор о необходимости переобувания на полном приводе вылился в небольшие испытания:
- температура 0 -2 С
- мокрый асфальт
- снежная каша на накатанном снегу
- скорость 40 км/ч
- торможение в пол
В случае торможения на мокром асфальте разница составила чуть менее 3-х метров, мой капот заканчивался в районе центральной стойки а/м оппонента.
Торможение на каше -- более 5 метров, корпус машины + еще немного.
А это всего 40 км/ч, кто из нас ездит с такой скоростью?
Выводы за Вами.....
А выводы уже давно сделаны, выше в теме можно прочитать. ;) Специализированная резина для грязи будет лучше всесезонки - но только на грязи, специализированная зимняя резина будет лучше всесезонки зимой - но только зимой, шоссейная/автострадная резина летом на шоссе будет лучше всесезонки но только на шоссе.
А ВСЕСЕЗОНКА будет лучше специализированной тем, что годится к применению в ЛЮБОЕ время года и на ЛЮБОМ покрытии потому как универсальна.

Летом наденьте на один Паджерик дождевую резину, а на другой родную универсальную и проведите с другом тест кто быстрей остановится по дождю. Результат теста будет приблизительно таким же, как вы проводили в сравнении с зимней резиной, НО что-то я не наблюдаю кинувшихся менять родную всесезонку на чисто летнюю резину. Почему то тут мы скромно умалчиваем о безопасности.
Так что выводы делать вам, вам Maxxim. ;)

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 26 мар 2010, 10:48
Timurik
Maxxim писал(а):Хочеться внести свои 5 копеек...
Есть 2 одинаковых Паджерика, у меня и у друга.
Мой обут в зимний нешипованный Geolander, помоему G072, у друга штатная всесезонка R18, при необходимости модель уточню. Извечный спор о необходимости переобувания на полном приводе вылился в небольшие испытания:
- температура 0 -2 С
- мокрый асфальт
- снежная каша на накатанном снегу
- скорость 40 км/ч
- торможение в пол
В случае торможения на мокром асфальте разница составила чуть менее 3-х метров, мой капот заканчивался в районе центральной стойки а/м оппонента.
Торможение на каше -- более 5 метров, корпус машины + еще немного.
А это всего 40 км/ч, кто из нас ездит с такой скоростью?
Выводы за Вами.....
а вес машин одинаков был (кол-во топлива, загруженность багажника, и т.п.)?

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 26 мар 2010, 19:48
72RUS
Timurik писал(а):а вес машин одинаков был (кол-во топлива, загруженность багажника, и т.п.)?
При проведении объективного теста обычно используют одну машину на которой меняют резину при том замечу, новую резину, чтобы особенности тормозной системы автомобиля (например величина износа тормозного диска, толщина тормозных накладок и материал из которых они выполнены) не вносили искажений, а резина не имела износа который так же внесёт поправки в результаты испытаний. Очевидно, что результаты будут разными и при разности в типоразмерах даже абсолютно одинаковых по рисунку колёс. И это ещё не всё, свои коррективы внесёт и материал изготовления колёсных дисков (какой-то комплект легче, какой-то тяжелей), ведь известно что неподрессоренная масса идёт 1 к 10(!) по отношению к подрессоренной ну и т.д. и т.п.

Но что Timurik, тебя смутило в приведённом Maxximом тесте? То что зимняя резина в зимних условиях будет тормозить лучше? Так для того она и спроектирована под зимние условия. Но вот если наступит оттепель и асфальт прогреется, то совсем не факт, что результаты тестов будут в пользу зимней, не факт так же что она будет более эффективна при скоростных поворотах на сухой трассе.
Величины торм.пути приведённые Maxxim не стоит воспринимать буквально, в разных условиях на разных машинах и разных зимних колёсах они могут значительно меняться, ведь не секрет, что даже при тесте между зимней нешипованой резиной одного типоразмера, но разных изготовителей, тормозной путь может отличаться метрами!

Заявление, что зимой лучше зимняя, а летом лучше летняя – является аксиомой! Тема не об этом, а о том, что при соблюдении несложных условий, ездить на родной всесезонной резине зимой можно и достаточно уверенно, не надо её бояться. Если уж я в Сибири вторую зиму отъездил без каких либо проблем, то в средней полосе России их не будет и подавно.

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 29 мар 2010, 11:30
Maxxim
72RUS писал(а):
Maxxim писал(а):Хочеться внести свои 5 копеек...
Есть 2 одинаковых Паджерика, у меня и у друга.
Мой обут в зимний нешипованный Geolander, помоему G072, у друга штатная всесезонка R18, при необходимости модель уточню. Извечный спор о необходимости переобувания на полном приводе вылился в небольшие испытания:
- температура 0 -2 С
- мокрый асфальт
- снежная каша на накатанном снегу
- скорость 40 км/ч
- торможение в пол
В случае торможения на мокром асфальте разница составила чуть менее 3-х метров, мой капот заканчивался в районе центральной стойки а/м оппонента.
Торможение на каше -- более 5 метров, корпус машины + еще немного.
А это всего 40 км/ч, кто из нас ездит с такой скоростью?
Выводы за Вами.....
А выводы уже давно сделаны, выше в теме можно прочитать. ;) Специализированная резина для грязи будет лучше всесезонки - но только на грязи, специализированная зимняя резина будет лучше всесезонки зимой - но только зимой, шоссейная/автострадная резина летом на шоссе будет лучше всесезонки но только на шоссе.
А ВСЕСЕЗОНКА будет лучше специализированной тем, что годится к применению в ЛЮБОЕ время года и на ЛЮБОМ покрытии потому как универсальна.

Летом наденьте на один Паджерик дождевую резину, а на другой родную универсальную и проведите с другом тест кто быстрей остановится по дождю. Результат теста будет приблизительно таким же, как вы проводили в сравнении с зимней резиной, НО что-то я не наблюдаю кинувшихся менять родную всесезонку на чисто летнюю резину. Почему то тут мы скромно умалчиваем о безопасности.
Так что выводы делать вам, вам Maxxim. ;)
Скромно о безопасности молчать не буду.... Да и выводы мной уже сделаны....
Пристегиваться стали давным-давно из убеждений, а не боязни штрафов, да и дети путешествуют в креслах.
Как только износится штатная всесезонка, сразу заменю на чисто летнюю. Вообще продавал бы колеса на машины как доп. оборудование, какую захотел, такую и приобрел.
На мой взгляд летом надо использовать летнюю, а зимой зимнюю резину, она всегда будет лучше всесезонной.
Всесезонная резина, как специалист широкого профиля - ни в одной специальности не является профессионалом, так, кое как.

Машины во время "теста" были нагружены примерно одинаково.
Всем наилучшие пожелания!!!

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 29 мар 2010, 19:14
72RUS
Maxxim писал(а):Скромно о безопасности молчать не буду.... Да и выводы мной уже сделаны....
Пристегиваться стали давным-давно из убеждений, а не боязни штрафов, да и дети путешествуют в креслах.
Как только износится штатная всесезонка, сразу заменю на чисто летнюю. Вообще продавал бы колеса на машины как доп. оборудование, какую захотел, такую и приобрел. На мой взгляд летом надо использовать летнюю, а зимой зимнюю резину, она всегда будет лучше всесезонной.
Всесезонная резина, как специалист широкого профиля - ни в одной специальности не является профессионалом, так, кое как.

Машины во время "теста" были нагружены примерно одинаково.
Всем наилучшие пожелания!!!
Мне импонирует забота Maxximа о жизни и здоровье своих детей и близких, а также законопослушание относительно безопасности, но напомню нехитрый способ «убить двух зайцев» скорей не для него, а для тех кто крайне критично настроен против всесезонной резины и кому ещё не поздно сделать следующее.
Приобретя автомобиль одновременно покупаете комплект устраивающей вас резины и сразу же устанавливаете его на автомобиль. Снятую родную и практически абсолютно новую резину реализуете. Таким образом получаете новый автомобиль укомплектованный новой необходимой вам резиной и компенсируете потраченные на неё деньги.

Maxximу так же, наилучшие пожелания!!!

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 29 мар 2010, 22:36
Федор
72RUS писал(а): Приобретя автомобиль одновременно покупаете комплект устраивающей вас резины и сразу же устанавливаете его на автомобиль. Снятую родную и практически абсолютно новую резину реализуете. Таким образом получаете новый автомобиль укомплектованный новой необходимой вам резиной и компенсируете потраченные на неё деньги.
Я так и сделал только всезезонку отдал за 15 тыр, а летнюю Йоку взял за 46, так что компенсировать особо не получилось :D

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 30 мар 2010, 19:10
72RUS
Федор писал(а):
72RUS писал(а): Приобретя автомобиль одновременно покупаете комплект устраивающей вас резины и сразу же устанавливаете его на автомобиль. Снятую родную и практически абсолютно новую резину реализуете. Таким образом получаете новый автомобиль укомплектованный новой необходимой вам резиной и компенсируете потраченные на неё деньги.
Я так и сделал только всезезонку отдал за 15 тыр, а летнюю Йоку взял за 46, так что компенсировать особо не получилось :D
15 за родную новую всесезонку наверно всё таки маловато, она у официалов по 7,5 ну чтоб продать побыстрей за 5 минимум. А летняя Yokohama что-то наоборот слишком дорогая - 11,5 за штуку?!!

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 31 мар 2010, 13:07
Тихон
Федор писал(а):
72RUS писал(а): Приобретя автомобиль одновременно покупаете комплект устраивающей вас резины и сразу же устанавливаете его на автомобиль. Снятую родную и практически абсолютно новую резину реализуете. Таким образом получаете новый автомобиль укомплектованный новой необходимой вам резиной и компенсируете потраченные на неё деньги.
Я так и сделал только всезезонку отдал за 15 тыр, а летнюю Йоку взял за 46, так что компенсировать особо не получилось :D
По Вашему примеру, решил сменить всесезонку родную на летнюю.... Пробег более 50.000 км, а резину хоть выкидывай - износ, причем не равномерный!!! Приобрел за 36 тыс.руб летнюю Michelin LT HP и с нетерпением жду лета!!!! А зимой на всесезонке - это уж увольте, ведь ЗИМА и лучше всего ХАКА.....

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 31 мар 2010, 17:50
Вадим10
Тихон
расскажите
Если проездили 50 000 км на родной резине - то ездили и зимой.
Что не так при езде зимой? .Поподробней пожалуйста , или я что-то не так понял ?

А вообще то неравномерный износ шин - это специфика Паджеро 4 .Колеса и передние и задние стоят "домиком" (причем схождение - развал проверял- это не болезнь моей машины а заводская настройка - дань управляемости-(мнение мое , подтвержденное инженером ОД)) соответственно износ неравномерный.Когда в предидущем посте я писал что осталось 4мм - то на самом деле в некоторых местах внутренней поверхности шин было и 2мм.Но тем не менее , при круглогодичной эксплуатации на родных шинах , я проехал почти 60 000км - что считаю неплохо.
Понимаю что летние шины (летом)лучше чем родная всесизонка.Но тем не менее считаю что иметь 2 комплекта шин на зиму и лето - неоправданная роскошь.
Паджеро совсем не провоцирует трогаться с дымом из под колес , да и он для этого не предназначен.
Для моего стиля вождения всесезонка вполне приемлема и зимой и летом.А насчет жлобства и экономии денег при таком недешевом автомобиле- 50 000руб. в любом хозяйстве пригодится(а это как минимум 280 000 км пробега по трассе по солярке при ценах на сегодня)
Богатый - не кто много зарабатывает а кто мало тратит.Или я не прав?

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 31 мар 2010, 23:23
Федор
Вадим10 писал(а): Богатый - не кто много зарабатывает а кто мало тратит.Или я не прав?
Может в Орле и так, а везде богат тот, кто много зарабатывает :D без обид

Re: Опыт эксплуатации родной всесезонной резины ЗИМОЙ.

Добавлено: 01 апр 2010, 08:22
Тихон
Вадим10 писал(а):Тихон
расскажите
Если проездили 50 000 км на родной резине - то ездили и зимой.
Что не так при езде зимой? .Поподробней пожалуйста , или я что-то не так понял ?
Поясняю - резина использовалась только как летняя, а зимой есть ХАКА!!! Износ неравномерный на задней оси - заднее правое сильно изношено по внешней кромке... Заехал к местному "кулибину", тот нашел в компьютере нашу модель и ручками-ручками.... После этого я добрался из Мурманска через Питер, Витебск, Орел, Донецк, Одессу, Керчь, Анапу до Сочи и уже на обратном пути заменил то злополучное правое заднее колесо на запаску!!! Считаю износ - это не болезнь Паджеро 4, а ручки у ОД не оттуда растут!!... Может я и не прав!?!?!?!
Всем привет из солнечного Заполярья....